Андрей Мельков. «Два Царства» епископа Григория Хомышина

Вышло в свет польское издание книги епископа Григория Хомышина «Два Царства». Автором вступления и spiritus movens книги является профессор Института Церкви и патрологии Люблинского католического университета Иоанна Павла II, директор Центра Восточно-европейских исследований «Ucrainicum», профессор Влодимерж Осадчий – член редакционной коллегии журнала «Studia Humanitatis».

Bp Grzegorz Chomyszyn. Dwa Królestwa / Red. Ihor Pelechaty, Włodzimierz Osadczy. Kraków: Wydawnictwo AA, 2017. 448 s. Oprawa twarda. ISBN: 978-83-7864-837-6.

В книге опубликованы записи епископа Григория Хомышина (1867-1945) – греко-католического ординария Станиславова (ныне Ивано-Франковск, Украина) в период с 1904 по 1945 годы. «Два Царства» – это более чем 500 страничный манускрипт на украинском языке, подготовленный блаженным епископом в рукописном варианте к печати в 1942-1943 годах. Рукопись была повреждена огнем во время ареста автора органами НКВД, однако записи чудом уцелели, и долгие годы тайно хранились греко-католическим монахом Доротеем-Дмитро Шимчим, который умер в 2016 году в возрасте 102 лет.

Содержание записей епископа Григория представляет собой тщательный анализ деятельности Католической Церкви и общественной жизни в восточной Галиции в первой половине ХХ века. Книга является свидетельством мужественной реакции греко-католического епископа на вызовы, связанные с экспансией идеологии украинского национализма, которая насаждалась с ужасающей жестокостью и с оружием в руках организацией ОУН-УПА (запрещена в России). В своих критических рассуждениях епископ Григорий Хомышин, сын украинского крестьянина, громит в пух и прах преступную идеологию бандеризма, которую он считал греховной попыткой построить государство на основах, полностью противоположных Царству Христа. 

Показательно, что в своем труде владыка Григорий, блаженный епископ Католической Церкви, подвергает острой критике деятельность Львовского митрополита Андрея Шептицкого, в том числе и за поддержку украинского национализма, за безразличие и даже сочувствие тому, что все больше украинцев увлекалось этой пагубной и греховной идеологией ненависти, что в итоге привело к страшной трагедии массовых убийств и этнических чисток в отношении поляков и представителей других нацональностей. Владыка дискутирует с Шептицким в русле взвешенной мировоззренческой дискуссии, в которой аргументированно доказывает ошибочность и бесперспективность многих позиций и начинаний митрополита Андрея.

Епископ Григорий Хомышин мечтал о свободной и независимой Украине, но как служитель Христа и архиерей не принимал, отвергал и открыто осуждал радикальный национализм и террористические акты, утверждая, что это путь против Бога, путь, который может привести украинский народ к деградации и самоуничтожению. За свою верность Христу и Греко-Католической Церкви епископ Григорий был схвачен сотрудниками советских органов госбезопасности в своей резиденции в Станиславове в ночь с 11 на 12 апреля 1945 года, а затем был брошен в специальную тюрьму НКВД в Киеве. После 36 дней допросов и пыток он умер смертью мученика 28 декабря 1945 года.

За мученическую кончину и обилие христианских добродетелей епископ Григорий Хомышин был причислен к лику блаженных Католической Церкви Папой Иоанном Павлом II во время визита понтифика во Львов 27 июня 2001 года. 

«Два Царства» является необычной книгой не только по своему содержанию и судьбе чудесно сохранившейся рукописи. После издания «Двух Царств» в 2016 году (Блаженний священномученик Григорій Хомишин, Єпископ Станиславівський. Два Царства / Под ред. о. І. Пелехатого, В. Осадчего. Люблін: Ukrainicum, 2016. 400 с.) вокруг труда епископа Григория Хомышина началась новая эпопея. Это не менее бурный и драматический период, чем во времена гонений, которые испытал на себе епископ-мученик. Книга сразу же не угодила иерархам Греко-Католической Церкви, а священник УГКЦ Игорь Пелехатый – инициатор беатификации святого мученика – за участие в подготовке издания труда владыки Григория был уволен с должности директора издательства «Новая заря» и попал под церковный суд. Сама же книга была изъята из части библиотек и запрещена к распространению на Украине. 

С большевистским задором набросился на книгу и редакторов издания проректор Украинского католического университета во Львове Игорь Скочилс. Он стал публично утверждать, будто рукопись является фальшивкой, специально подделана поляками с целью срыва процесса беатификации митрополита Андрея Шептицкого, а также атаковал католического архиепископа Мечислава Мокшицкого, под патронатом которого во Львове состоялась презентация украинского издания «Двух Царств». 

Но некоторые украинские СМИ пошли еще дальше и умудрились отыскать в факте издания книги уже «руку Москвы», заявив, что издание является «фейком российской пропаганды».

Такая нездоровая реакция на книгу «Два Царства», по компетентному мнению отца Игоря Пелехатого, говорит о стереотипности мышления современного украинского общества и его ведущего слоя – интеллигенции, которая заключается в чрезмерном восхвалении и идеализации отдельных исторических личностей: все, что бы они ни делали, было гениальным, а их оппоненты – обязательно вредители и враги Украины. Подобный однобокий подход в освещении исторического процесса неизбежно ведет к искажению прошлого и созданию ложных идеалов, что и наблюдается в современной Украине.

Но нападки и репрессии против книги и ее редакторов чудесным образом способствовали популяризации произведения блаженного епископа Григория в украинском и польском обществе.